2010 - Год Федора Абрамова в Архангельской области

К 90-летию со дня рождения писателя

Федор Александрович Абрамов

(29.02.1920, с. Веркола Пинежского уезда Архангельской губернии - 14.05.1983, Ленинград)

Русский писатель. Родился в многодетной крестьянской семье. В 1938 году поступил на филологический факультет ЛГУ. С первых дней войны добровольцем ушел на фронт. Дважды был тяжело ранен. Пережил блокаду. После демобилизации продолжил учебу в университете, поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию. Впервые выступил как литературный критик. В 50-ые годы заведовал кафедрой советской литературы ЛГУ. После публикации первого романа "Братья и сестры" (1958) Абрамов ушел из университета и целиком посвятил себя литературной работе. За первым романом последовали другие - "Две зимы и три лета" (1968), "Пути-перепутья"(1973), "Дом" (1978). Так родилась знаменитая тетралогия "Братья и сестры", повествующая о тридцатилетней судьбе русского северного крестьянства. В 1975 г. Деревенская эпопея Ф. Абрамова была удостоена Государственной премии СССР.

Федор Абрамов любил свой народ, но любовь эта была далека от умиления, от праздного и пустого красноречия. Именно эта любовь обязывала его отстаивать и утверждать правду. "Чем живем - кормимся?", - спрашивал он в известном открытом письме земляков, а заодно и себя, и всех нас. Комментируя письмо в речи на телестудии в Останкино, писатель сказал: "До тех пор, пока мы сами, каждый из нас … не установит для себя непреложным законом, что все дела - это мои дела и что большой наш дом строится только общими усилиями … до тех пор мы ничего не изменим". Разве не к нам, сегодняшним, обращены эти слова?

Федору Александровичу Абрамову - 90 лет. Есть юбилей, но нет юбиляра. А книги его, написанные любовью и болью, живут и будут жить и бороться за лучшее в человеке, за его будущее.

Из беседы с корреспондентом
журнала "Вопросы литературы", 1975г.

"С давних пор существуют два способа перестройки и улучшения жизни: путь социальных реформ и путь нравственного самовоспитания, нравственного самоусовершенствования, которое так усиленно и страстно проповедовал Лев Толстой.

К нравственному учению Л. Толстого у нас долгое время было негативное, отрицательное отношение. Но исторический опыт показал, что одними социальными средствами невозможно обновить жизнь, достигнуть желаемых результатов.

Нужен одновременно второй способ. Это самовоспитание, строительство своей души, своего отношения к миру, иными словами, каждодневное самоочищение, самокритика, самопроверка своих деяний и желаний высшим судом, который дан человеку - судом собственной совести.

Совесть - это как раз та сила, которая должна выводить человека из равнодушия, сдирать с него коросту эгоизма, пробуждать в нем чувство ответственности за все, что происходит вокруг".

"Из записных книжек"

"Сотвори мир в душе и пошли его людям"

"Правду можно увидеть только мудрыми глазами. В самое тяжелое время, в самых тяжелых ситуациях беремся за дело с улыбкой. Чем понапрасну проклинать темноту (тьму), лучше зажги одну свечу. Одна искра зажигает поле".

"Поэт, писатель от всех прочих отличается одним - силой любви. Любовь - источник поэзии, источник добра и ненависти. Любовь дает силы бороться за правду, переносить все лишения, связанные со знанием писателя".