Абрамов Ф. Чистая книга

заявиться. Да не просто на подворье, а на почетный пир , где сам Илья Муромец с добрыми людhМИ пирует. И Махонька врасплох для всех запела старину про Владимира Красно Солнышко . Про то, как со своей дружиной пирует. В другой раз Махонька говаривала: - Чегой-то скушно у вас мне. Не сходить ли к царю Ива­ ну на свадьбу, да Темрюковну-злыдню со своими братцами посмотреть. Самые развернутые и важные записи от 7 и В марта 1980 года. Разные люди, разные судьбы, разные поиски смысла жизни. Крестьяне, странники, скоморохи, староверы, интел­ лигенты разных мастей . И среди них- Махонька. Ей все интересно, ей все любопытно. Она ко всем льнет и всех одаряет своим великим жизнелюбием, своим искус­ ством . Все ищут, все выходят из себя . А ей чего разорять­ ся? Она счастлива . Ее устраивает вполне своя судьба, своя жизнь. Она знает - не умом - всем существом своим : как ни переделывай жизнь, ничего не сделаешь. Все зависит от того, какой ты сам. Взыскан судьбой, золотом осыпан - а несчастен, жалок и беден. И наоборот: гол как сокол (вроде нее), а счастлив. Счастье в тебе самом . Конечно, она не против того, чтобы была справедли­ вость в жизни (много несправедливости), но еще важнее себя на правильную дорогу поставить. А правил~:-оная доро­ га - жизнь по душе - и с коробкой на руке хорошо ..-:- А самое удивительное : Махонька - верховный судья! Все томился : нет интеллигентной вышки в «Братьях», вот будет в «Чис­ той книге ", когда введу интеллигенцию. Ан нет. Махонька всему судья. Она выше оказалась и интеллигентов, и людей из народа. Выше и мудрее. Поразительно : у Махоньки, неграмотной Махоньки, свой широкий и самый правильный взгляд на мир , на жизнь, на человека. А впрочем, чему удивляться? Ведь она (в отличие от других) наиболее полно несет в себе исторический опыт всей нации. Махонька как Платон Каратаев, но только во плоти . В Махоньке три начала смыкаются: языческое, христи- 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx