Абрамов Ф. Чистая книга
Стал рассказываml, придуманную легенду о берестян01i юшге, на- 11!/санно(/ Аввакумом в яме, незадолго до сожже1шя, сказал: -А чпю если назвать роман «Берестююй книгой» ? Или «Белой»? -Чистой,- поправил Федор. И тут МЫ все трое сразу 1101-/ЯЛI/: вот названи е, которое давно ищем. Очень ем кое, ориг инальное и в то же вpe;vm мае». А на следующий день, 29 мая, появилась развернутая заметка о сути« Чистой книи1»: «Легенда: в русском народе живет предани е о Чистой книге, книге, написатюй самим Аввакумом незадолго до казни. Чистая книга писана в кромещной темноте, в яме, но она вся так и светится, потому что она 1-/а/1/.IСП/щ святым человеком. Человек, сподоби&ииliся прочитать эту книгу, прозревает на всю жизнь. Из слепого делается зрячим. Он постигает всю правду ЖиЗНLI, U 01-1 ЗНает 01/JHЫ/·Ie, КаК ЖШ11Ь, Lf/110 делать. Но Чисmая /(1-11/га даеmся только 'fUСтому человеку. и до нее надо дорасти_ Отсюда- пршщ~т л ич1юго самосоВерше//сmвова'нm. Чистая книга живет в народе. Она может быть в груде с та рых кн и г, которые лежаn1 у тебя под божницей. И зада•u.1 - стать 'IIIUI1ЫM, стать доапойным Чистой 1сни г и. В легенде о Чистой книге вся Россия, весь русский челоВек со сво ими сuлы1ыми и слабым1.1 сторонами. Сильная - стремление к чистоте, к праведной жuзl·/1.1. Слабая- надежда на •1удо. Не сам человек делает жизнь, а иа деется на других. Отсюда легенды: Град ](итеж, Беловодье, Белый скит ... Русские люди самых разных толков ищут Чистую книгу, марк сисmы- тоже из числа ищущuх. Все они романтики, утописты. Всякое жизн еустройство, землеустроение, дело конкретное не поощряется на Руси. Русская ;щтература всегда напа дала на де лового человека. Он был у нее не в чecm i l. Русские роман/111//(1./ всегда 1101-/ОСили привержеицев теор1./и ма лых дел. Назвали-то как? Строительство повседневной ЖI./З/-11.1, ycmpoiicmвo земли русской, конкреn'/1-/Ое дело ... Это все плохо ... Эrno недостойно. Это- малые дела. В противоположность ему- русск~111 максимализм». В последующие годы он н е ра.з еще осмыслял найдею-tос назва ние. 30 марта 1979 года запись в дневнике: «Великий день. От крылась философня «Чистой Kl-lll г ш>. )Кизнъ в сво их истоках и 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx