Абрамов Ф. Чистая книга
Придут по обязанности. Ненависть в глазах ... А потом , как словом -то Божьим прожжешь его, - в глазах -то у него лето проглянуло. И весь он обмяк, добром напитался. И это добро домой принесет- сколько там-то радости. В одном из ранних набросков (3 июня 1960 года) Абра мов пишет о поведении Аникия в гражданскую войну, когда он стал настоятелем монастыря. Обстреливать монастырь не рискнули и большевики .. . Собрались богачи в монастырь, хотят ответа, что делать . А что может сказать Аникий? Святая, голубиная душа . Ле том плывут параходы по реке, сидит на горе - благослов ляет крестом. И сейчас как дитя . Все упования на Артемия Праведного- не допустит ... А когда вскрыли мощи, Аникий страшно удивился - не карает. А потом, как увидел, что в раке вместо мощей кос ти, утешился, возликовал: -Не допустил посрамления своих мощей . Ушел . МОНАСТЫРЬ Федор Абрамов хотел ввести в книгу главы о монасты рях Севера, о их роли в освоении северных земель. В архиве сохранилась объемная папка «О монастырях" с подборкой разных материалов по истории монастырей (Веркольского , Красногорского, Сурского, Сийского) , об Иоанне Кронштадтском, о протопопе Аввакуме, о чудесах Артемия Праведного, о Сергии Радонежском, Андрее Руб леве, об иконах и иконописи. Особенно интересовали писателя личности протопо па Аввакума и Иоанна Кронштадтского . « Эти две фигуры должны проходить через всю книгу, - записал он еще 19 ноября 1965 года.- Кто-то из Макаровых (первоначаль ная фамилия Дурыниных. -Л. К.) специально ездит на мес то сожжения Аввакума. Уголь приносит. Ищут власти. А в ЗО-е годы разговор о мощах Иоанна Кронштадт ского . Аввакум- против властей, а Иоанн Кронштадтский - за власти . Вот в чем дело. Две России" . По рассказам старожилов писатель воссоздает эпизод, происшедший в Веркольском монастыре. 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx