Абрамов Ф. Чистая книга
БЕРЕГИСЬ, АРТЮШКА , ОПАЛЮ! Тимофеевичи были самыми богатыми в Верколе. Скота имели до 10-15 голов. Николай Тимофеевич , когда, молодцуя, приходил в цер ковь или монастырь, покупал горсть свечей . Однажды Иван Тимофеевич, продвигаясь с горстью све чей к иконе Артемия Праведного, закричал на весь собор : - Берегись, Артюшка! Опалю! - И тут же упал замертво на пол. Упал от собственного страха . Монахи прекратили службу, а когда богохульник пришел в себя, запели : чудо, чудо совершил Артемий Праведный . В книжечке об Артемии Праведном сто с лишним чудес . Но это не попало. Интересовала писателя и история староверов , их взаи моотношения с монастырем. Почему преследовало староверов царское правитель ство? Ведь староверы- самая работоспособная , самая по рядочная, самая предприимчивая часть русского народа. Не пьют, не курят. Не работать- грех ... Три центра в деревне: монастырь, старообрядчество, скоморошество. В праздник так : в монастырь - православ ные, к Алексичам (Дурыниным. - Л. К. ) - староверы, на Еже мень (Лаю . - Л. К. ) - скоморохи . У скоморохов своя служба , бесовская. Старчество. В Веркольском монастыре вынашивалась идея старчества (на манер Оптиной пустыни) . Уже был и подобран кандидат в старцы. Одни прочили Аникия, белого священника (но тот сам не хотел идти в монахи), а другие монаха Козлова, но тот вдруг впал в ересь и был сослан в скит. Идея старчества стала вынашиваться при Варсонофии, который решил поднять престиж Веркольского монастыря. Варсонофий. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Утонченный светский человек . Аристократ. Абрамов хорошо понимал роль церкви , соборной молит вы в нравственном очищении людей: Церковь . Многолюдье. Если верующие - духовны й кос тер . И в этом костре выгорают все мерзости . Взаимодей ствие верующих людей. 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx