Абрамов Ф. Чистая книга

Максим уверял, что грамота была зарыта на Авой горе, он видел ее у деда. Дурынины гордились этим. От Лутохина досталась. Будто бы однажды вышел из тайги страшно об­ носившийся человек -то был Лутохин, один из сподвижни­ ков Аввакума . Он передал грамоту и тотчас умер. У Дурыниных много рассказов о преследованиях. Дед не выходил из тюрьмы. Хаживал в Пустозерск, видел место казни Аввакума ... Легализовано старообрядчество в 1905 году. В 1 0-е годы бурный последний всплеск старообрядчества. Дурынины, считавшие себя мучениками, впервые подняли голову. От­ крыто- моления . Ефтя ходил по деревне, зазывал. Распри с монастырем ... Дурынины жили каждый сам по себе. У Максима свои ув­ лечения, у Федора- свои, у Ефти -свои. Сходились только в неприязни, ненависти к монастырю- это из глубины веков шло. Овца паршивая- Артемий . Иоанном Кронштадтским в их стадо запущен ... Федор- молчун, женат дважды, от первой жены- Ефтя, от второй - Артемий. Максим . Все перемешалось в нем: древнее язычество, христианство, блуд, звериное понимане природы и наделе­ ние ее нечистою силою. Весь, весь в метаниях. Блуд и жела­ ние чистоты . Матерщинник и праведность. Фантазер. Хочет разбогатеть, жениться на царевне. Ищет клады ... Скоморох и влечение к святости, к добру. Скрытая мечта: возврат к раю. Неприятие этого мира - антихристова. Максим - охотник, любил лес. Грешил, а очищался в лесу . Замаливал грехи еще дома - мылся в бане, просил прощения у всех, но срывался ... Уходил в лес. Праведная жизнь отшельника. Лес для него - самый великий, самый святой храм. И вступал в него чистый телом и душой. Мыл­ ся в ручьях. Пел псалмы. А потом и там стала досаждать нечистая сила ... Максим совершает паломничество в Пустозерск, к мес­ ту, где был сожжен Аввакум. Все посмотрел . Ему показали пенек, будто бы от сруба, в котором сожгли Аввакума. А еще больше ему понравились люди . Крепко держатся старой веры. Иконы хорошего письма. 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx