Абрамов Ф. Чистая книга

мозгляк , пьяница. Его бедняцкое положение не только па­ тент ему на будущее . Но ведь это бедняцкое положение и развратило его, убило в нем многие качества. - Это барский взгляд на бедняка. - Да откуда же у меня барский взгляд на бедняка, когда я сам бедняк . -Ты заражен предрассудками господствующих классов. Пережитки. -А , я заражен. А вот твой Афо нька не заражен. Но по­ чему же ты допускаешь , что я могу быть зараженным, а Афонька нет? С другой стороны, вот сын дворянина. Честный человек . Но ведь по твоей схеме и ему не будет места в будущем. - Болтовня . Вздохи перетрусившего интеллигента . Глав­ ное сейчас- свергнуть царизм. А не распыляться по пустя­ кам . -Согласен . Главное- свергнуть царизм . Но перспективу надо иметь. -Это все мелочи. Разберемся потом. - А не поздно ли будет разбираться потом? А ну как Афонька, вняв своему божественному происхождению, начнет костылять и Ивана, и честного дворянина-интелли­ гента? Не лучше ли сейчас классовый подход к человеку дополнить еще и другим - нравственным . Да, хорошо, если бедняк хороший человек . А если нет ­ так и сказать: извини, но ты не можешь претендовать на особое руководящее положение. У революции одна мерка - ценность данного чедовека. А то как бы не вышла пугачевщина из нашей революции . А то и хуже чего. Придут Афоньки к власти (есть Афоньки и не в бедняцком классе)- так ведь они , чтобы удержаться у власти, начнут костылять других. То же о партии. Не выльется ли это в диктатуру кучки людей? Бесконтрольность и т. д. Буров не интересуется жизнью деревни . Не она поведет страну к будущему. Для него жизнь в деревне- наказание. « Идиотизм деревенской жизни •• . Да, в лучшем случае его интересует бедняк, его ненависть к имущим , его взрывная сила. И поэзия деревни, песни, радости людей не трогают 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx