Абрамов Ф. Чистая книга

которые когда-то кормили его, кормили хлебом, заработан­ ным своими руками. И напрасно его умоляла Огнея - ведь и она его знала по Копаням. И кончается эпопея: арестованы, на пытках Юра, Вехов, а Агния , оторванная от своих детей, едет под стражей на Север. Долго она не могла попасть на Север - но вот уви­ делись ... А на горизонте тучи. Перебиты лучшие люди, цвет нации. И стране предстоит новое страшное испытание- война. Вехов - волосатый народник , Микула Селянинович, так называет его Буров. По - видимому, в те годы он еще не был большевиком, стал им позднее, в годы революции. Он из Белоруссии, из крестьян . Учился на филологическом фа­ культете , исключили. Страстно влюблен в народ, во всена­ родное. Но любовь его слепая, экзальтированная. Все, что народ- хорошо . Он на коленях перед народом . А, как говорит Юра, незрячая любовь к народу вредна. Народ нуждается не в песнопениях- довольно их . А в трез­ вом взгляде на него . Народу надо объяснять не только его силу, но главным образом - недостатки .. . Вехов сочетает в себе страстную любовь к народу с де­ ловитостью. Он починяет обувь, он шьет , он делает то и это. Устраивает помаленьку быт, жилье по приезде . Негде спать . Пошел к хозяину , взял топор, доски, смастерил топчаны . (А Буров занял единственную кровать ...) Затем весной Вехов заводит огород, учит крестьян вы ­ ращивать морковь , огурцы - поражается безалаберности местных крестьян. Буров говорит: это типичное народничество, теория ма ­ лых дел . - Почему же? - с хитроватой наивностью спрашивает Юра . - Потому что такие, как Вехов , отвлекают народ от рево­ люции. Это выгодно существующему режиму. - А может быть, крестьянину еще более выгодно? - Нет, чем ужаснее будет положение народа , тем лучше для революции. - Но позволь , позволь . А если революция не придет еще лет двадцать? 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx