Абрамов Ф. Чистая книга

- Это безверие. Россия беременна революцией. -Но если все же роды затянутся. Ведь Россия все-таки страна, а не баба, которая рожает в определенный срок, ровно через девять месяцев после зачатия? Тогда как? Зна­ чит, народ должен жить скотской и голодной жизнью? - Так рассуждают нытики и маловеры. - Нет, нет. Это сложнее. У людей-то одна жизнь . И кто дал нам право подвергать голоду целый народ? А детей как же? - Издержки окупятся . Зато будущие поколения будут хо­ рошо жить. - Но, во-первы х, как же от хилых людей вырастут пре­ красные будущие поколения? Я биологию немного знаю. А во-вторых, имеем ли мы право приносить в жертву це­ лое поколение? Надо спросить это поколение, хочет ли оно быть навозом для будущего? По-моему, революцию надо торопить . Но заботы о революции надо сочетать с повсе­ дневной заботой о людях. - Я повторяю исходный тезис: чтобы наступила револю­ ция , надо, чтобы народу жилось как можно хуже. Револю­ ция все окупит. - Не знаю . Это ведь что же - цель оправдывает сред- ства? - Если хочешь- да. - Но ведь тогда можно оправдать любое преступление? - Преступление, совершенное во имя революции , не пре- ступление. -Да все это оттого , что ты не любишь живых людей. Они для тебя не существуют. Для тебя существуют только клас­ сы. Твоя революция исключает гуманизм. Твоя революция исключает литературу XIX века. И споры между Буровым и Юрой - все в таком же роде . Равнодушный к живой жизни Буров, с холодными зимни­ ми глазами, и влюбленный в жизнь Юра ... Вехов - силач . Помогает крестьянам косить, по хозяй­ ству. И делает это с увлечением, с радостью. - Из тебя бы вышел хороший кулак . Революция не твое призвание,- замечает Буров. Спорят они и по поводу карпагорского врача Полон- 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx