Абрамов Ф. Чистая книга

Отказ от России? Что же вы хотите сделать из России? Лик­ видировать ее? Дескать, не имеет права н а существование , одна гряз ь . А я вот поездил по миру- лучше русского чело­ века нигде не видал . Все-таки у этой страны тысяча лет истории и те же кресть­ яне кое- что сделали. Вон какой фольклор, вон какая лите­ ратура вымахала на этом крестьянском черноземе. А если мы заменим его другим - будет ли литература? Что полу­ чится? - Еще вопрос . А кто будет переделывать и воспитывать этого крестьянина? - Мы, революционеры. - А вы уверены , что мы, революционеры, -· лучше кре- стьян? -Еще чего .. . - А вот Толстой был не уверен . И вся русская литера- тура видела идеалом ... Неужели все они дураки? Да ведь мы с вами сморчки. Поганки , гнилушки , которые на минуту вспыхнули, а они гении ... А вот вы, еврей , из местечка . Пролетарий в чистом, так сказать, виде . А мне кажется , евреи - торгаши . Это как? Писатель много внимания хотел уделить поведению ссыльных в быту. Бытовые сцены помогали выяснить роль каждого и к тому же служили доказательством не­ возможности осуществления идеального общества в бу­ дущем. Ссыльные, чтобы легче жить , сбиваются в коммуну . Но была у организаторов и высшая цель -доказать, так ска­ зать, жизнеспособность коммунальной формы жизни, той формы, которая должна стать основной формой жизни для народа в будущем. И что же? Ничего не получилось . Переругались, пере­ ссорились. Во-первых, вклад в дело коммуны со стороны разных лиц оказался разным . Одни работали как дьяволы, другие руководили .. . Тунеядцы , трудяги и пр . Как в муравь­ ином царстве . Но люди ведь не муравьи . Во-вторых, выявилось еще нечто большее, чем нера­ венство в труде . Выявилась несовместимость характеров людей. 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx