Абрамов Ф. Чистая книга

В-третьих, природа человека оказалась куда более слож­ ной, чем они полагали. Некоторые не очень задумывались над экспериментом : отмахивались. Мол, ерунда, какая коммуна может быть в недрах чуждого общества . Для того и революцию делаем, чтобы разрушить его, это общество, и дать простор, ветер для настоящей коммуны. А некоторые задумывались. Раз они, революционеры, люди, мнящие себя передовыми, не ужились вместе, то как уживутся крестьяне, рабочие .. . Словом, споры, споры, споры. Некоторые из этого не­ удавшегося опыта делают радикальные выводы. Глядя на них , крестьяне говорят: хотят революцию де­ лать, хотят новую Россию строить, а сами друг с другом ужиться не могут. Так какие же они поводыри нации? Да они всю Россию рассорят ... СПОРЫ О БУДУЩЕМ Возможна ли идеальная форма общества? Возможен ли хрустальный дворец Чернышевского? -Нет, - говорит один из ссыльных . -Все известные уто­ пии будущего всегда остаются утопиями, потому что они ос­ нованы на песке. Без учета человеческой природы. Утопии исходят из того, что человек- коллективное су­ щество. А он -особь, индивидуалист по своей природе. Да, революцию осуществить можно. А дальше что? Что , когда пройдет всеобщий подъем? Революция - вспышка, зарни­ ца в человеческой жизни, а затем начинается обыденная проза. В права вступит человеческая природа. И вот тут-то и наступит осечка. Какие производительные стимулы у утопистов? Созна­ тельность, коллективизм . А у противников - частная соб­ ственность. Природный инстинкт («Мое" - говорит ребе­ нок). Собственность- проклятие . Согласен. Она разделяет людей . Но ведь она и все созидает. Самый могучий стимул созидания. Итак, производительные силы исходят из самой природы человека. Инстинкт. А у вас что? Благие упования на переделку человече- 152

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx