Абрамов Ф. Чистая книга

екай природы. Стимулы , выводимые из ваших воспита­ тельных принципов, - коллективизм , сознательность и т. д. А если этого не будет? Кто же оказывается более сильным в единоборстве? Те , которые учитывают человеческую природу, или те , которые исходят из идеалистических представлений о человеке? Да, революцию можно сделать . Не в этом вопрос. Вопрос в том, как создать новые стимулы производительности . Как индивидуалистический , собственнический инстинкт за­ менить новым стимулом? А если не будет этого нового сти ­ мула , все вернется на круги своя. Все оптимистические (утопические) прогнозы революци­ онных демократов на будущее основаны на их односторон­ нем понимании человеческой природы (можно перевоспи­ тать) . Им возражает Достоевски й: Ошибаетесь. Человека не­ льзя переделать. А потому будущее - не рай, а крушение мира , человека и человечества .. . - Прежде чем строить социализм , нужно подготовить сознание людей. Нужно построить социализм в душах лю­ дей . - Значит, по церковному? Еще тысячу лет строить Бога в душе? -Социализм исходит из того, что человек добр и прекра­ сен и по своей природе, которая искажается лишь внешни­ ми условиями ... Но так ли это? Добр ли человек по своей природе? .. Где принципы , на которых будет строиться буду­ щая жизнь? Какого этического кодекса придерживаться? Пригоден ли нравственный кодекс Рахметова для широких масс? Буров за горение , за самосжигание. А тление , половин - чатость -удел мещанства . - Но все ли могут быть Рахметовыми? Да и надо ли? -А, ты свой гнилой либерализм оправдываешь. - Я-то могу быть Рахметовым. Не во мне дело . А другие не могут . Так чтоже-на них крест поставить? А почему? Почему они должны жить по кодексу Рахметова? Я думаю , жизнь перестала бы быть жизнью, если бы все стали при­ держиваться его. 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx