Абрамов Ф. Чистая книга

Одновременно Юра встречается с Иваном Порохиным, с ссыльными Ельчи . Вырывается на простары жизни. Очарован жизнью . Раздвоенность. Надо был? бы везде видеть признаки угне­ тения, невежества, эксплуатации, невыносимого гнета. А он в упоении от жизни. А потому постоянные самоупреки: плохой революционер . Где ему до Бурава? Где классовое чутье? Весь образ Юры на противоречии между жизнью живой и веригами мертвой теории ... Юра усвоил: ко всему надо подходить с позиции клас­ совости . Кулак - враг, лавочник - враг, крестьянин - не­ полноценный человек . А на практике нередко все бывает наоборот. Надо бы ненавидеть Ставрова, а он любуется его удалью. Надо бы любить бедняка - Антоху Чаусова, а он его ненавидит. И т. д. и т. п . ... Все время сползает с классо­ вых позиций на общечеловеческие . Отсюда постоянное са­ момучение, зависть и преклонение перед Буровым (живой Рахметов!), сознание своей неполноценности. Случайный он человек. Слишком он любит жизнь. Да, жизнь постоянно берет в нем верх над теоретически­ ми выкладками . Временами он сам отдается ее радостям . Так бывает, когда он заходит к Порохиным . Бедняцкая се­ мья и влюбленность в Огнейку, Федосью. И так было, когда он отправился в Ельчу. Пешком . На паромах. Пинега . Речные луга. Леса. Люди. Травы ... Уха ... Огонек ... А Махонька чему учит? Он спрашивает ее : нравятся ли ей городские, то есть политические ссыльн1::>1е? -Нет. - Почему? -А жизни они не любят . Гордыни много. Нос больно за- дирают. -А Буров? - Он-то вот и не нравится . Холодный. При солнышке душа мерзнет. Летом от него холодно . Юра потрясающие открытия делает, когда встречается с Махонькой . О природе человека. Нищенка. Можно лю­ бить ее. Но вот что открылось ему: Махоньку не тяготит 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx