Абрамов Ф. Чистая книга

нищенство . Она самый счастливый человек и в нищенст­ ве . И что ей даст революция? .. Благодаря Махоньке он взрослеет, становится другим человеком, преодолевает теоретический инфантилизм. Благодаря Махоньке ему открывается русская история , русский человек .. . Махонь­ ка не любит бедняков. Лодыри. Духом нищие , ничего не знают . Посещает Юра и монастырь, знакомится с настоятелем Варсонофием . Решил отбросить все предвзятости на пути познания жизни . Все надо знать , в том числе и мир рели ­ гии . Зашел в монастырь на службу . Поражен. Вот образец духовности и бескорыстия. Разве сравнишь с ним его това­ рищей? Кто он? Что он? Откуда? Духовный пастырь в наши дни - это что такое? Неужели можно верить? Идет к нему на беседу. Добивается . Говорят о вере. - Вера в природе человека. Нет человека неверующего. - Большевики не верят . - Они не верят в Бога, но верят в человека. Это еще хуже . А обожествление пролетариата? .. Разочарование . Живет в роскоши. Слово расходится с делом .. . Рассуждения о церкви . Почему церковь утратила пер­ воначальную чистоту и суровость? Почему в нее проникло золото? (И в ней стали поклоняться золоту.) Потому что развратились пастыри? Церковь должна была приспособ­ ляться к времени (цивилизация), к богатым, к тому, что чтят в миру, если она хочет быть массовой. Иначе она выродится в секту . Почему появилась роскошь в церкви? Только ли в этом виноваты сами князья церкви? Или - всякое большое дви­ жение, как и революция: сперва- чистота идей, огонь идей, потом - « озолочение » идей . Юра ведет дневник . Тут и раздумья над тем, чем питает­ ся северный крестьянин. Почему у него нет цинги (капуста , ягоды, грибы ...). Об интеллигенции - о революционерах, о народниках. Может быть, о встрече с Калинцевым. 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx