Абрамов Ф. Чистая книга

Северноегостеприимство Гостеприимство радушное - отличительная черта пер­ вобытных народов . Северное гостеприимство - от патри ­ архальной старины. Ему удивляются ссыльные. Но кто-то доискивается до объяснения. « Кто сидел на печи, - говорит русский простолюдин, - тот уже не гость, а свой ». На Севере странников принимают с благоговейным ува­ жением, ибо Бог посылает урожай. Брать с проезжих и пут­ ников деньги за обед или ужин - грех. « Хлеб-соль не попус­ тит на зло >> . «Хлеб-соль не бранятся''· Воля Север поражает просторами , масштабами . Все большое, безразмерное. И это не могло не отразиться на характере северянина . У него , так сказать , свобода неотделима от просторов . Он даже слово особое придумал : воля. А противоположность ему - смирение, терпение, созна­ ние своей безграничной малости перед силами морской стихии . Отсюда в характере северянина, как нигде в России , сочетаются эти два взаимоисключающие начала . С одной стороны - размах, широта , стремление к просторам , к воле . А с другой стороны- тихость , смирение, особое ощущение братства, соборности , артельности .. . Третий день слушаю Махоньку . Три дня читает стихи ... Какая память! Гомер ... С изумлением всматриваюсь . В ней вся наша история. Народ сам, с пеленок творит свою исто­ рию. И прежде чем что-либо делать, надо изучить эту непи ­ саную историю. А что знают наши революционеры? Махонька была в Ельче . Как смотрели ссыльные на нее? Как на дурочку. Как на блаженную, как на юродивую . Спали шоры с глаз . Гляжу на мир , на людей, как зано ­ во рожденный . Раньше все подгонял к теории , теперь- ши­ рокий, самостоятельный взгляд. Э , нет, самостоятельного взгляда не может быть . Человек - всегда классовые взгля ­ ды в индивидуальной упаковке. А вот и есть .. . 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx