Абрамов Ф. Чистая книга
мые примитивные вещи . Но потом положение изменилось. Это было отражение роста самой революции, самих кре стьян. У Кулакова была опасность: мала культура . А при сосре доточии власти в его руках это было опасно. Так оно и слу чилось. А кто же сам Кудрин? Он умнее того и другого. Но он в стороне. Он не может найти контакта с людьми . Биография Щенникова (со слов жены Щенникова Матре ны Илларионовны) . Родился в крестьянской семье (Саратовская область?), 16-ти лет отправился в Баку искать работу. Шел долго- до рогой пас свиней, жил в работниках и тем кормился. В Баку познакомился с революционерами - по-видимо му , анархистами-террористами . Участвовал в покушении на губернатора. Бомбу бросил чистильщик-армянин . Был осужден и сослан на Север в 1907 году на 5 лет. Было тогда Щенникову 18 лет . В 1912 году, после отбытия срока, был призван в армию . Потом оказался в Красном селе(?), познакомился с Кулако вым и большевиками. Но анархист, характер прорвались . Как-то с товарищем возвращались в казарму . Наткнулись на жандарма, который выслеживал их . -Давай окрестим его в новую веру, - сказал Щенников . И окрестили . Выкупали жандарма в бочке. После революции Щенникова направили (по-видимому, по решению Северного бюро) в Архангельск, а оттуда на Пинегу. Как и в изображении ссыльных, так и в книге о граждан ской войне Абрамов воспроизводит споры главных героев, их разное отношение к человеку, народу, боевым сражениям . Щенников упрекает Кудрина в отрыве от жизни, от ре альности: - Все паришь . На звезды смотришь . А надо к земле по ближе. - Нет, человека надо подтягивать к звездам. В этом смысл революции . Нам звезднести не хватает. -Что? -Я говорю, что люди слишком приросли к земле . 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx