Абрамов Ф. Чистая книга
но ли переделать общество , игнорируя человеческую при роду? С другой стороны, может ли дать какие-то результа ты принцип нравственного самосовершенствования от дельного человека без изменения общественной струк туры? Просвещение. Теория малых дел ... Не это ли самое на дежное? 18.XII.1978 Маркс изучил товары, произведетвенные отношения, экономику капитализма, классы, формации ... Все изучил. Только человека не изучил. Человек выпал из стройной системы Маркса. А между тем, все дело в человеке . Можно ли , опираясь на реальную природу человека, построить новое общество? Еще Спенсер говорил : нельзя . Противовес новому обще ству (социализму) заложен в самом человеке, в его приро де. Там фугас. Так и случилось : незнание человека дорого обошлось на родам, ставшим на путь социализма. Человек, который был в пренебрежении у Маркса и Ленина, отомстил за себя. На эту тему должен быть спор . Очень логичны построения, очень. Только одно неизвест ное в этих построениях . Одна неизвестная величина - че ловек. И вот он-то, реальный человек, возьмет да все и по рушит. О, человек -это штука за семью замками . Мало того, что он по природе своей вообще сложен , - всего· напихано . Так есть еще момент национальный, культурный и т . д. Марксизм исходит из идеального человека , из конструк тивного - и в этом главный просчет его. В отношении человека марксисты - идеалисты. Грядет революция, и человек превращается в революционера. В крови -то, в резне-то перевоспитывается? Нет, нет. А ведь революция, гражданские войны- это резня, это борьба не на жизнь, а на смерть. И вы хотите на крови, на убийствах родить нового человека? Сомневаюсь! 183
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx