Абрамов Ф. Чистая книга

но ли переделать общество , игнорируя человеческую при­ роду? С другой стороны, может ли дать какие-то результа­ ты принцип нравственного самосовершенствования от­ дельного человека без изменения общественной струк­ туры? Просвещение. Теория малых дел ... Не это ли самое на­ дежное? 18.XII.1978 Маркс изучил товары, произведетвенные отношения, экономику капитализма, классы, формации ... Все изучил. Только человека не изучил. Человек выпал из стройной системы Маркса. А между тем, все дело в человеке . Можно ли , опираясь на реальную природу человека, построить новое общество? Еще Спенсер говорил : нельзя . Противовес новому обще­ ству (социализму) заложен в самом человеке, в его приро­ де. Там фугас. Так и случилось : незнание человека дорого обошлось на­ родам, ставшим на путь социализма. Человек, который был в пренебрежении у Маркса и Ленина, отомстил за себя. На эту тему должен быть спор . Очень логичны построения, очень. Только одно неизвест­ ное в этих построениях . Одна неизвестная величина - че­ ловек. И вот он-то, реальный человек, возьмет да все и по­ рушит. О, человек -это штука за семью замками . Мало того, что он по природе своей вообще сложен , - всего· напихано . Так есть еще момент национальный, культурный и т . д. Марксизм исходит из идеального человека , из конструк­ тивного - и в этом главный просчет его. В отношении человека марксисты - идеалисты. Грядет революция, и человек превращается в революционера. В крови -то, в резне-то перевоспитывается? Нет, нет. А ведь революция, гражданские войны- это резня, это борьба не на жизнь, а на смерть. И вы хотите на крови, на убийствах родить нового человека? Сомневаюсь! 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx