Абрамов Ф. Чистая книга
Люди различаются не по классу. Люди различаются по доброте, по человечности . И добрые везде есть , во всех классах . 31.V.1975 В этом романе -синтез интеллигенции и народа, неба и земли. Споры интеллигенции не отвлеченные, а в живой атмо сфере крестьянской жизни. И тут-то и обнаруживается, кто чего стоит. Кто схоласт, политик-карьерист или истинный гуманист. Должна быть фигура марксиста, порывающего с марк систами. Возможно , это человек типа Бердяева - ведь он был в молодости легальным марксистом . Несостоятель ность теории. О религии. Двоякая роль церкви: прогрессивная (Русь объединили) и отрицательная: научила русского человека умирать , но не научила жить (воин, но не личность) . Партия или союзы? Партии деспотичны . Как обеспечить реальную свободу личности? Возможна ли свобода личности , не опирающаяся на экономическую независимость? А отсюда- необходимость частной собст венности. В каких формах- это другой вопрос. Конечная цель - нравственное развитие человека . Но возможно ли нравственное развитие человека вне созда ния четко продуманных демократических инструментов, вне выработки нужной общественно-государственной си стемы? 7.XII.1971 Равенство невозможно. Разве он и ты будут когда-либо равны, когда это предопределено самой природой? Дема гогия. Можно говорить лишь о гуманизме, о гуманных за конах. 22.XII.1975 Равенство - мечта бездельников и лодырей. Талантли вому человеку эта мысль противопоказана в силу его лич ной особенности. 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx