Абрамов Ф. Чистая книга

Они все помнят. А мы - мы никого не чтим, никого не помним и все прощаем. Потому мы и погибнем. - Да , но это две крайности. Поляки погибают из-за сво­ ей непомерной гордыни . Разве можно нынешним немцам мстить за прошлое? Немцы тоже шли под пулями фаши­ стов. Всякие немцы были. Так можно и до фашизма дока­ титься- и Бетховена, и Гете уничтожить ... - Да и в русском человеке не все так просто. Он не зло­ памятен, потому все и прощает ... - Но от этой крайности всепрощения он тоже погибает . Можно прощать, но нужно знать, и помнить, и уроки из про­ шлого извлекать. А наш народ только прощать да умирать и научился ... А этим и пользуется всякая нечисть ... V.1975 Историческая беда России- мы раньше научились уми ­ рать, чем жить. Сила и трагедия России: мы научились умирать, но не научились жить. 22.1Х.1972 О КОРНЯХ РУССКОГО БЫТИЯ Русский характер, русский характер .. . Не он ли все объ­ ясняет? Все странности и причуды нашей истории, величие и необъятность страны и ту неразбериху, сумятицу, порой полную неуживчивость и бездарность, которой отмечена наша обыденная жизнь? Полет духа, ширь души, тяга все к новым и новым далям - и отсюда невероятные размеры русской империи, отсюда идея всечеловеческого братства и всей неудовлет­ воренности, неуспокоенности сущим- словом, все то, чем поразила мир русская литература XIX века. И не отсюда ли те вопиющие контрасты и несообразно­ сти, которыми отмечена наша повседневная жизнь? Все лучшие умы, таланты, гении- в высших сферах, в поисках и отгадках сугубо отвлеченных , философских во­ просов: что такое человек, зачем он на земле, в чем смысл жизни и т. д. 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx