Абрамов Ф. Чистая книга

А кто же делает, творит повседневную жизнь? Кто под­ визается в роли государственных мужей, кто занимает клю­ чевые позиции? Серые, бескрылые люди. Все, все в русском характере: и наши беды, и наша кра­ сота. Полное бескорыстие и непрактичность, странничество и бродяжничество, извечные мечты о Царстве Божием на земле и поиски его- отдельными лицами и целыми дерев­ нями (переселение в Сибирь, поиски Беловодья и т. п.). И в русском характере надо искать отгадку 1917 года. 23.111.1978 О полярности русского характера давно сказано (Бердя­ ев), но откуда эта полярность? Что породило ее? Думается, сочетание в русском человеке, в русском быту язычества и христианства . На Западе католицизм переварил, выжег язычество, у нас оно осталось (жестокость, буйство и смирение). И, наконец, полярность русского характера определяет­ ся полуазиатским, полуевропейским положением России. 7.1Х.1978 Россия во всем полярна. Полярна в своей географии, природе, полярна в истории (невероятные взлеты и паде­ ния), полярна в характере русского человека. ДУШЕСТРОИТЕЛЬ И РАБОТНИК (О ГЕРОЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) Русская литература воспитывала читателя в презрении к практицизму, к делячеству, которое обычно переходило в неприязнь ко всему практическому, деловому. Все любимые герои русской литературы - душеустрои­ тели. Единственный Штольц (положительный) все-таки ли­ шен того душевного ореола, которым освещен Обломов. Почему так? Причин много. Тут и беззаботность существования дво­ рянства (зачем думать об этом, когда есть поместье), дав­ шего лучшее в нашей литературе, тут и вообще душестрои­ тельство, свойственное русскому человеку . 190

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx