Абрамов Ф. Чистая книга

- Во-первых, не все. В XVIII веке - да будет тебе из­ вестно - мы лучшее железо производили в Европе. И вывозили его .. . И вся беда, что мы вовремя не отменили крепостное право. Эх, отменили бы крепостное право в начале XIX века - куда бы шагнула Россия . Даже вообра­ зить трудно, что бы мы сейчас делали. -И слава Богу. Пусть отсталые, пусть какие угодно. Зато не деляги. Зато сердце сохранилось . Вот почему вся рус­ ская литература восстала против делячества. -Опять ты путаешь делячество с деловитостью. - Ладно, против деловитости. Почему против восстали Гончаров, Тургенев, Толстой , Горький? .. Деловитость всег­ да связана с потерей сердечности. Она рационалистична в основе своей . - Ну и черт с ней, с сердечностью. Можем мы поступить­ ся ею немножко? Ради того, чтобы на разумных началах ус­ троить Россию? -Не хочу. Не хочу, чтобы исчезла Россия. - Болван. Я сам не хочу . Я за осердеченный разум . Потому что чистый разум черт знает куда может завести (.. . к атомной бомбе) . б.IХ . 1978 О СОЦИАЛИЗМЕ Социализм - хорошо. Это будущее человечества. Но го­ дится ли одна модель для всех стран? Социализм должен быть национальный, то есть с учетом исторического и духовного опыта своего народа, особен­ ностей его национального характера . Для немцев подходит русская жизнь? А почему для русских- немецкая? Русский социализм есть. Основы его - в общине, в со­ борной жизни на Руси. 10.11.1972 Россия нуждается в теории, которая бы учитывала осо­ бенности России - исторические и национальные. 24.Х. 1976 Революция не спасет Россию. Не установит Царство 192

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx