Абрамов Ф. Чистая книга

рошего: вежливость, взаимовыручка, культура (хотя она и слова-то этого не знает). Да, она охотно ходит к ссыльным. Она, как пчела, отовсюду собирает хорошее, красивое ... В Махоньке объединяются три начала: языческое, христи­ анское, революционное. Махоньке нравятся песни ссыльных (заучивает, может быть), чистота, учтивость. Не пьют. Культура нравится. Махонька очень, очень интересуется интеллигентным людом . Всех хочет вызнать, у всех выведать, кто чем ды­ шит . Вот так она и ходит от интеллигента к интеллигенту. И про себя отмечает, кто чем дышит ... А как с Порохиными? У Порахиных бывала раз или два. Но Огнейка запомнила ее приход на всю жизнь. И вообще нисколько не стесняется. Махонька у всех вызывала дове­ рие . Но если не понравится кто, могла и поиздеваться . Можно было бы не ходить в Копани, много дел, много завелось на Пинеге интересного, да подумала, как Ма­ рьюшка будет всех стращать да запугивать,- пошла. Сче­ ты с Марьюшкой не кончены. Разговор не кончен. За людей постоять надо . А еще зачем идет в Копани? Новый дом у Ставрова посмотреть . (Огнейка удивляется : из-за нового дома двести верст шлепать.) Послушать нового певца в монастыре ... Еще по Огнейке соскучилась. Больно девчуш­ ка ласкова . А в семье родилась худой- заклюют. Надо под­ держать .. . Из Копаней Махонька уходит раньше обычного. Может, потому, что стало известно: ссыльных пригоняют в Ельчу ... Легка на ногу Махонька . Собиралась до Выи, а обрат­ но барыней, с доверенным Володиных, часто так делала . А тут вдруг поворачивает из Копаней. Ссыльные появи­ лись в Ельче . Так как же идти на Выю? Терпенья нет месяц целый ждать. Выя никуда не уйдет. Выю видала. А ссыль­ ных- впервые. В общем, скорехонько повернула на низ . А перед этим подробно-подробно рассказывала, где побы­ вает. Всю Пинегу обойдет. Монашенок давно не видала­ в Сурском монастыре не была. Дом у Ширяевых больно красивый построили (Поганец) - такого по всей Пинеге, говорят, нет ... 14 Зn1<. 1161 209

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx