Абрамов Ф. Чистая книга

И она ходит от одного кружка интеллигентов к другому , интересуется, кто чем живет, и жалеет людишек . Вознесся, возомнил о себе - думает, дерево, выше его нет, а травинка . Первый ветер сомнет . Самый великий грех - печаль. Махонька - язычница? Нет, она и язычница, и христи­ анка, все хорошее приемлет. От церкви - красоту . Пенье. Высоту. Чистоту . А еще ей нравилось в церкви- люди кра ­ сивые . Такие все благостные . Еще на работе такие. Да во сне. Но она не любила самоистязания Марьюшки и прочих. Красоту природы любила еще больше . Огнейке с ней радостно: все -то видит , · всем любуется. Неравнодушна . В четыре але в шесть глаз смотришь, когда с ней быва­ ешь . Вне обычных человеческих измерений. В ней соедини­ лось настоящее с прошлым, жизнь с вымыслом , земное с духовным. У нее нет какой-то одной привязанности . Она принадле­ жит всем . И недаром Федосья говорит Огнейке : - Зачем ушла? Тебе она нужна , да нужна она и людям. Махонька возвышается над всеми благодаря слову. Сила ее - в слове . Убежденный убеждает. Люди обычно ходят дорогами земными (у людей одна до­ рога - земная), а Махонька ходила еще дорогами времен . Она знала дороги , ведущие на двор к князю Владимиру Красну Солнышку. В гражданскую войну Махонька пытается словом своим просветить людей, уговорить их не воевать . Может быть, обращается к соседям . И впервые убеждается: слово ее бессильно. Впервые люди не принимают ее слова, даже больше : отвергают. Слово отцов и дедов, на котором стоял весь мир . Людьми овладел Кащей . Люди попали под власть Ка­ щея, который не терпел новой жизни. Кончился мир, созданный словом былины , скомороши­ ны . Наступило на земле другое царство- царство Кащея, Змея Горыныча . 210

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx