Абрамов Ф. Чистая книга

сывают- находятся подхалимы. Оправдание: он же руково­ дитель, теоретик, ему лучшие условия нужны. 3. Работа. Бурава освобождают от кухонных работ. 4. Вклад в коммуну. Одним- посылки, другим- нет. Од­ ним -деньги, другим- нет. Опять неравенство. 5. Руководители и подчиненные. Коммунары рангом выше и пониже. Одно дело руководитель, другое- рядовые. Сперва объединились все. Платформа: жертвы царизма . Однако вскоре же выяснилось-жертвы -то разные. Черно­ рабочие и белоручки. Начинается страшная грызня. Каж­ дый день споры. Да чуть ли не до драки. Крестьяне дивятся. Молодежь дивится: что же вы за ком­ мунары? Хотите революцию делать, жизнь изменять, в ком­ муны всех согнать, а сами передрались начисто. Чуть ли не на ножах. Буров изрекает: мы забыли, что прежде чем объединять­ ся, надо разъединиться. Распад коммуны закономерен. Это значит, что среди нас есть живые элементы, есть мертве­ цы и даже предатели. Вот что выяснила коммуна . И потому опыт ее полезен. И нечего хныкать: коммуна не оправда­ ла себя. Плохие люди . Коммуну создадут только рабочие, только люди, прошедшие через горнило революции . Еще о коммуне: элементарная несовместимость. Н . не может терпеть К . И тут, хоть сколько ни толкуй о классовой солидарности , ничего не выйдет. Зарежут друг друга. Физи­ чески не выносят. Другие из опыта распадения коммуны делаил другие выводы. Если мы, интеллигенция , не сумели ужиться друг с другом, мы, сознательные, грамотные, то что же мы хотим от крестьян неграмотных, привыкших к частному хозяйству? -Если надо, мы силой заставим. - Рай коммунистический -силой? -Да, силой. Жертв боитесь ... А капитализм мало притес- нял? Мало жертв? -Так зачем же брать с него пример? Одно из первых собраний ссыльных- о чем? 1. Организация быта. Коммуна. Бурные аплодисменты. Все охвачены энтузиазмом, ибо у всех мечта - построить новую справедливую жизнь. 224

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx