Абрамов Ф. Чистая книга

2. Как наиболее разумно провести время в ссылке. Тео­ ретическая подготовка . Лекции . Учеба. Но ссыльные - люди молодые . Этого им мало. И скоро выясняется - куда же девать себя от безделья? Помогите, дайте работу , дайте занятия (царское правительство запре­ тило работу, и это было самое страшное наказание). Да, сперва: учиться, овладевать знаниями . А когда же еще? Для настоящих ссыльных ссылка всегда школа, учеба , просве­ щение , пополнение знаний. Скоро , однако, учеба надоеда­ ет. Люди хотят работать. И многие находят себе занятия. 1. Юра Сорокин. Народознание . Надо науку такую орга­ низовать .. . 2. Вехов - работа . Агрономия . 3. Медик - фельдшер. Разрешили работать . Другие , с безгласного разрешения властей, помогают крестьянам. Ссыльные испытывают счастье . Естественное счастье сделавших полезное дело , помогших живым, конкретным людям . А Буров клеймит их как вероотступников, как предате­ лей революции . Как людей , отдаляющих революцию . - Помочь людям - предать и отдалить революцию? - А как же . Лечите, учите, облегчаете якобы жизнь. А на самом деле наносите огромный вред этим людям . -То есть помогать - это вред? - Вред . Это теория малых дел, которая давно осуждена. - Вы не любите людей . - Нет, именно вы не любите . В повестку дня России дав- но уже поставлена революция. Но одно из условий создания революционной ситуации - усиление гнета эксплуататоров , ухудшение жизни трудящихся . Диалектика: чем хуже жизнь у крестьян , тем скорее грянет революция . - Да вы , да вы ... Вы хотите сделать из нас угнетателей народа , да? - Болван . Народ- это не крестьяне Копаней . Народ- это русский пролетариат - вот что прежде всего . А служить ему - приближать революцию . - Хочу знать ваше отношение к крестьянству. -На этот счет у нас полная ясность . Союзник пролетари - ата при руководстве союзом со стороны пролетариата . 15 Зак. 1161 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx