Абрамов Ф. Чистая книга

Мы готовы вступить в союз со всеми , кто против само­ державия. А вы блюдете чистоту . Потому что вам мало сбросить самодержавие, самое главное для вас - удержать свою власть. Мы же: сбросить самодержавие, а вопрос о власти - второстепенный. Власть -дело народа. Учреди­ тельного собрания. Одни усердно овладевают специальностями . Другие с пренебрежением смотрят на это. -А что же вы будете делать , когда кончится революция? Ведь придется же жить, каждому что-то делать . Или вы за­ ранее предназначаете себя к роли руководителей? Но даже если и так, то, чтобы руководить, надо уметь делать то, чем будешь руководить. Вот и выходит: ты аристократ, а не я . Учитесь работать . Иначе окажетесь «Лишними людьми ». Чтобы быть революционером , стань сначала личностью . СПОРЫ СРЕДИ ССЫЛЬНЫХ Марксизм - великая теория . Захватила умы не одного поколения молодежи . Ошеломляюща, восхитительна идея народовластия, победы трудового человека . Учение, кото­ рое дает в руки оружие для свержения господства угнетате­ лей. Что прекраснее? Но есть одна слабость у марксизма- человек. Коммуна, единение людей .. . Все это прекрасно. Но каков человек? Что за материал? Пригоден ли он для строительства ком­ муны? У марксизма нет собственного учения о человеке. Он берет учение просветителей. Но ведь просветительство потерпело крах. И в этом смысле русская литература куда как далеко ушла от марксизма. По марксизму - панацея от всех зол - фабричный ко­ тел. Достаточно выварить крестьянина в фабричном котле, и человек пригоден для строительства будущего . Но так ли это? Русская литература показала разные типы человека. Татьяна Ларина, Печерин, Обломов, Плюшкин , Собакевич, Ноздрев, Яков-холоп (Некрасов) ... Иудушка ... Это нацио­ нальные типы. То есть ими могут быть представители раз­ ных классов . 228

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx