Абрамов Ф. Чистая книга

Как быть? Достаточно ли фабричного котла? И уживутся ли в коммуне Собакевич, Плюшкин вместе? Несовмести­ мость .. . Юра Сорокин открывает : в народе тоже разные типы. В том числе среди рабочих ... А человек Достоевского? Выдуман? Но самое-то главное: надо ли убивать разные типы в на­ роде? Надо ли обезличивать? В животном мире- все зайцы . Да ведь это конец жизни . Скука непроходимая . -Так где же выход? - Не знаю . Но надо строить теории будущего общества, исходя из природы человека, учитывая многообразие чело­ веческих типов, которые часто несовместимы друг с дру­ гом, не уживутся ... Надо учитывать достижения и открытия русской литера­ туры. Типы , характеры, созданные ею, - не выдумка, это реальность. Плюшкины везде есть . Уничтожить их прика­ жете? Прибавые сюда лесковских бродяг, странников. Думае­ те, диктатура рабочего класса установится - и странников, бродяг не будет? Все упования на общественно-государственные органы, а человек, природа, психология куда денутся? Вы исходите из неверной предпосылки. По-вашему человек- tabula rasa . Лепи что хочешь. Но это не так. Че­ ловек - это чернозем, это скопище страстей . И их обуз­ дать может не только религия, новая мораль. Но должны быть государственные институты .. . А у вас что по этой части? Человек - ахиллесова пята марксизма . И он даст себя знать . Вы не знаете человека ... У вас все просто : пропетарекий класс передовой и т. д., буржуи - мерзав ­ цы и т. д. Но сколько негодяев среди пролетариев? Да это и вполне понятно. Сколько они рабочими были? А дворяне? Буржуа? Сколько там хороших, умных людей, людей бескорыстных, до которых надо тянуться и рваться пролетариям. А ведь по вашей теории - в расход их . Или, по крайней мере, в сторону. 229

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx