Абрамов Ф. Чистая книга

- А как вы отнеситесь к революции? - Смотря к какой? В принципе мы не можем отменить ре- волюции. Это путь мировой истории. Но я не хотел бы новой пугачевщины на Руси. Я не хотел бы, чтобы в результате гражданской войны Россия вернулась к гвоздю. По- моему, в наш век цивилизованные государства не могут позволить гражданскую войну. Слишком сложными стали экономика, культура и т. д. О ПРЕОБРАЗОВАНИИ РОССИИ Мы все признаем, что существующее положение вещей нетерпимо, что жизнь России нужно переделать . Но как? Революционным путем. Но что такое революция в Рос­ сии? Океан хаоса и разрушения . И не погибнет ли в этом хаосе самое ценное, что создала Россия , - интеллигенция? После революции, вы утверждаете, будет взлет твор­ ческих сил . Чьих? Под руководством кого? Не наступит ли одичание? .. Ущерб от революции . Сколько разорено, разрушено , со­ жжено. Так ведь большая ли часть была втянута в водово­ рот революционных событий? Слабая волна. Она не дока­ тилась до окраин, в частности до Севера . А что будет с Россией, если землетрясение грянет, да такое, что волны по всей России прокатятся? Что же, вся Россия будет разрушена? То, что создавалось веками . Да, среди ссыльных появляются и так называемые госу­ дарственники. И их, конечно, называют ренегатами, защит­ никами капитализма . СЕРЕДНЯК И БЕДНЯК Кто-то из ссыльных замечает: мы ориентируемся на бед­ няка , а ведь не он творческий элемент деревни. Бедняки, конечно, бывают разные . Вон Егор - пять де­ вок . Один поднял. Тут хоть разарвись на части, будешь бед­ няк. И Клопавы-два раза горели . Но Афонька Абрамов. На которого все мы ориентиру­ емся . Лентяй. Бездарность и бездельник. Крестьяне его не любят . А он - наша опора в деревне . Кто пойдет за ним? Никто. Его власть - власть силы ... 231

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx