Абрамов Ф. Чистая книга

Бедняк - человек неинтересный . Нищий духом . Он не связан с землей, с природой. В городе это естественно (для рабочего человека), в деревне это противоестественно. За­ тем: кто будет кормить страну? Бедняк? Крестьянин не бу­ дет терпеть его руководство. К чему он будет звать? Куда поведет, коли он сам ничего не знает и не умеет. Он не со­ зидатель! Он может только разрушать. Споры. Коренной вопрос - как помочь людям. Сейчас или в будущем? Конкретным людям, тем, с которыми ты сталкиваешься, или отвлеченным - всему угнетенному классу, человечеству? Вехов не может проходить равнодушно мимо страда­ ющего брата. Он должен помочь. Он так устроен. И он орга­ низует крестьянское парсходное общество. И Володины, между прочим, не Бурава преследуют, а его. Буров весь в отвлеченностях, в будущем, а этот им на глотку наступает. Буров называет Вехава предателем революции, привержен­ цем давно отвергнутой теории «Малых дел» . Но Вехов стоит на своем. Да, да, теоретически он неправ. Он понимает это. Но у него есть одно оправдание: жизнь, живой человек. Он не может видеть зло, сразу же вступает с ним в бой. Он любит Федьку, Вальку, а не отвлеченного человека ... И еще оправдание: ни­ чего для себя. Буров живет по существу барином, белоручкой, бездельником . А этот в работе. И ест, пьет так же, как бедняк. Веховне может без дела . Так он устроен . А главное- он любит работать, любит делать руками, любит землю ... Все любит. И у него огромный авторитет среди крестьян. Он со­ ветчик. Он основывает крестьянское пароходство, школу, закладывает больницу. И, может, его (не без помощи Бура­ ва) убивают темные наймиты ... Вокруг Вехава все зеленеет. Вокруг Бурава - пепел, зола, пустыня запущенная. НАРОДНИКИ ХХ ВЕКА В спорах социалистов-радикалов народник как позорная кличка. А почему? Народники были очень хорошие люди. Герцен, Некрасов, Михайловский, Лавров ... Я горжусь, что я народник, что я радею о народе. 232

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx