Абрамов Ф. Чистая книга

Я предпочитаю помогать живому, сегодняшнему челове­ ку, а не человеку будущего . Хождение в народ, малые дела (желание добра) ... Нет, это не только не шокирует меня. Я горжусь этим. Если вы хотите доставить мне радость, зовите меня народником. Больницы, школы ... все, что есть,- от народников. Столкновение Щенникова с доктором Полонским . -Да, я обыватель, по-вашему. Но я тридцать лет лечил людей, вытаскивал за волосы крестьян из грязи, из неве­ жества. Это, конечно, не героизм. Но ведь тоже что-то зна­ чит . И я не думаю, что если произойдет революция, так сра­ зу исчезнут болезни, недуги . Кто их будет лечить? В общем, спор интеллигента-народника с анархиству­ ющим революционером , разрушителем, и только. - Для меня жизнь человеческая прежде всего. Она свя ­ щенна . Я дал клятву врача ... Научитесь работать. Револю­ ции приходят и уходят. А работа остается . Иначе вы погиб- нете . Это был правильно поставленный диагноз . И не один Щенников погиб впоследствии. О самобытности России, о том, что при выработке тео­ рий, касающихся ее переделки, ее будущего, надо учиты­ вать ее историю . В частности, крестьянскую основу ее куль­ туры. - Да, в России и свет-то (наука) от мужика. Кто наш первый университет? Ломоносов, архангельский мужик. Заметьте: мужик, а не дворянин, не купец. Где еще такое встретишь? У кого? А вы теорию с Запада взяли и давай по ней первкраивать Россию. Споры о России, о ее прошлом и будущем. Славянофилы, Достоевский кричат об особом пути Рос­ сии, о ее самобытной неповторимости. Но в чем эта особен ­ ность, эта неповторимая самобытность? В ее вековой от­ сталости, в ее крепостничестве , повальной неграмотности, а короче сказать, в ее затянувшемся Средневековье? Да, да, патриархальщина и натуральные отношения в экономике, полная гражданская импотентность мужика . Знаменитое русское терпение и смирение , бесправие ... 233

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx