Абрамов Ф. Чистая книга

И литература русская тоже потрафляет бездельникам . Всякими каликами , странниками, юродивыми, болтунами - ох как наши писатели восхищаются. А появился на Руси де­ льный человек - ату его! Всех собак своих на него выпусти­ ли, начиная с Гончарова. Обломов и Штольц. Оплакивание бездельника, тунеядца, лежебоки и травля человека рабо­ тающего . Сухой, не сердечный ... А когда быть ему сердеч ­ ным-то , когда распускать сопли и слюни . Работает же чело­ век. Каждый день, каждую минуту ценит. Ведь отстали от Европы на сотни лет. А Чехов ... Лечат людей. Жить стало лучше. Что из того? Нет, человек плохой . Или этот ваш Горький . Восстание Фомы Гордеева против Маякиных. Не принимаю вашего дела . А ты-то сам что сделал? Бездельник, тунеядец ... J Особый , особый путь у России. Революция- это, в конце концов , те же самые разговоры об особом пути . О РУССКОМ НАРОДЕ Русские больше всего мечтают о всемирном братстве . Почему? Оттого , что братья в жизни? А может, потому , что не способны осуществить этот идеал у себя на земле? Нигде, ни в одной стране не говорят столько о братстве, об объединении. Но нигде нет такой вражды, как в России . Наша история - с чего началась? С призыва варяг с тем , чтобы они навели на русской земле порядок. Чтобы утиши ­ ли внутренние страсти. ОБ ОБЩИНЕ Община- дух социализма. Социализм, вытекающий из особенностей национальной жизни, а не импортированный . - Но община - это натуральное хозяйство, это патриар­ хальность . А будущее за промышленностью . Полярные споры. Почему община - враг первейший марксизма? Почему ее надо разрушить? И тут схватка марксистов и народников. Народник: община- дух нации . Марксист: община - опора контрреволюции. Пока общи­ на будет жить, революции не бывать . 235

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx