Абрамов Ф. Чистая книга

Все- с точки зрения революции. Но как же тогда с нацио­ нальной жизнью? С жизнью нации? ЮРА СОРОКИН ЮРА И КОММУНА Он особенно тяжело переживает крах коммуны . И вооб­ ще , над ним все время одерживает верх жизнь. Ему нра­ вится жить. Просто, не задумываясь, не мудрствуя (Левин у Толстого), как крестьяне. Больше того, он тянется вообще к людям разных направ­ лений, классов, занятий . У всех ссыльных, за редким исключением, он находит много хорошего. Меньшевик, эсер , а человек хоть куда . И, наоборот, самый передовой- Буров- оказывается чело­ веком неинтересным, самым скверным. Буров распинает его за эту всеядность. Хотя пеначалу Юра был влюблен в Бурава: пламень, Везувий, Аввакум революции. А потом оказалось - эгоист. Человек строгой морали. Нечаевец. Все дозволено ради революции. Еще страшнее: Буров вообще не любит человека. Он на революции хочет сделать карьеру. Юра мучается. Буров- ва­ риант Петра Верховенского, только более зловещий . И этот человек будет руководить в будущем ... Да, Юра не может сладить со своим сердцем и умом . Привести их, так сказать, в согласие . Говорят (этого он на­ читался): возлюби бедняка, ненависть к кулаку, к купцу . А сердце тянет его к купцу, к запоздалому народнику. Буров называет это незрелостью. Юра все время ждет: когда же начнется разговор о чело­ веке? Буров умно рассуждает о товарах, об экономике, о ре­ волюции . Но ничего о человеке . Но ведь человек- это все! .. ЮРА И ЕГО ЕРЕСЬ Присматривается к жизни крестьян, быту, их духовному хозяйству. На каждом шагу открытия . По всем Представле­ ниям- все, что дальше от Вологды к северу,- край замше­ лой патриархальщины, беспробудной дикости. А на самом деле? 236

RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx