Абрамов Ф. Чистая книга
Пять лет назад у них остановилась на ночлег одна цы ганская семья - никто в деревне не пускал, а была зима, ребятишки малые замерзали, и вот старая цыганка, едва взглянув на него, всплеснула руками: « Королевич! Быть тебе, дитятко , богатым да знатным». Наврала , выходит, старая цыганка? А ведь он до нынеш него дня ве рил е й, да и мать верила. 18 Весна шла тяжелая, голодная. Нищие с верховья Ельчи повалили еще вскоре после Рождества- в одиночку, семь ями, косяками . Какая -то часть их оседала в нижних деревнях , кото рые всегда жили посытнее, а большая часть уходила на хлебную Двину. Среди нищей братии попадались даже ло шадники . Это так называемые погорельцы, которые беду народную обращали в своеобразный промысел . Делалось это просто: дочерна палили оглобли у саней, тощую кля чонку обряжали в сбрую, связанную из веревок, а ребяти шек - в самую распоследнюю рвань, - и кого не разжало бит такая бедность? В Копанях возле монастыря тоже кормилось немало на родушку . А в конце Великого поста потащились в монас тырь и свои, копаневские, благо к этому времени из скита со Святого озера начали возить красноперого окуня, кото рого в заморные зимы так много -скапливалось у лунок , в висках, что его оттуда черпали прямо черпаками. Огнейка Порахина тоже попытала счастья . Первый раз притащила три ломтя ржанины с вареными окунями (два раза сама вставала в очередь, да один ломоть дал отец Мисаил, который в прошлом году брал у матери изгонных травок от брюха), а второй раз вернулась с пустыми руками, вся в сле зах: келейник Федька не дал. Прямо из очереди вытащил. - Я говорю, что мы тебе такого исделали - взъелся на нас? И брат из-за тебя места лишился, и мне исть не да ешь? Дак он, знаешь, что сказал, мама? А пото, говорит, что вы икотники, сатане служите, а здесь божья обитель, святое место .. . Ну дак я, маминька, едва скрозь землю не 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTEwNTUx